Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Здравствуйте!

Вы находитесь на сайте магазина АвтоМедиаАрт.

Мы рады вас видеть и готовы вам предложить качественную автомобильную электронику по привлекательной цене.

 

 

 

Выбор акустики в автомобиль

 

СИЛОВАЯ ПРОВОДКА

 

СИГНАЛЬНЫЕ ЦЕПИ И ПОМЕХИ

 

ТИПЫ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОЛОВОК

 

НАСТРОЙКА АЧХ системы

 

Главный критерий при настройке — получение не плоской, а максимально гладкой АЧХ. Из практики известно, что звучание автомобильных аудиосистем даже при безупречно плоской АЧХ в ряде случаев неприятно режет слух на высоких частотах. По-видимому, это объясняется особенностью человеческого слуха, no-разному воспринимающего прямые и отраженные сигналы. Измерительный же микрофон не способен их разделить. Опытным путем установлено, что наиболее естественное и выразительное звучание в автомобиле достигается в том случае, когда АЧХ по звуковому давлению имеет небольшой (2...3 дБ) подъем на частотах ниже 150...200 Гц и такой же спад на частотах выше 3...7 кГц. Точные значения частотной коррекции зависят от акустических свойств конкретного салона и определяют их экспериментально.
 Измерить АЧХ системы можно двумя способами. Первый из них предполагает использование источника белого или розового шума и анализатора спектра звукового диапазона частот. Этот способ требует минимального времени, а результаты измерений весьма наглядны. К сожалению, из-за высокой стоимости оборудования он практически недоступен любителям, но широко применяется в процессе настройки АЧХ в специализированных установочных студиях. Как вариант, для измерения АЧХ можно использовать ПК со звуковой платой и программу — анализатор спектра [22], но при отсутствии калиброванного измерительного микрофона точность измерений вряд ли будет удовлетворительной. Впрочем, если отказаться от измерения абсолютного уровня звукового давления, ограничившись только оценкой относительной неравномерности АЧХ (что, собственно, нас и интересует), этот метод вполне пригоден. Следует лишь учитывать, что далеко не все звуковые платы могут одновременно работать на ввод и вывод, а микрофон (с учетом возможной неравномерности АЧХ) должен нормально работать при звуковом давлении вплоть до 110 дБ. Измерения проводят при стандартном уровне, равном 90 дБ, что на слух соответствует громкости немного выше средней.
 Другой, хотя и более дешевый, но несравненно более трудоемкий способ — измерение АЧХ по точкам.
 Для этого потребуются источник тестовых сигналов (компакт-диск с записью третьоктавной сетки частот или генератор сигналов) и измеритель звукового давления. К сожалению, и этот прибор дефицитен (правда, стоит он не намного дороже китайского мультиметра). Однако его вполне заменят микрофон с известной АЧХ и милливольтметр. Качество измерений практически не пострадает, но придется учитывать АЧХ самого микрофона и оценивать только неравномерность АЧХ. При этом способе также используют ПК со звуковой платой, что позволяет применить сколь угодно мелкую сетку частот, вплоть до скользящего тона. Программное обеспечение для подобных измерений вы найдете в Интернете [23].
 После анализа полученной АЧХ можно сделать заключение о необходимости частотной коррекции. Провалы и пики в области средних и высоких частот шириной не более 0,5 октавы и величиной до 4...5 дБ мало заметны на слух, большая неравномерность воспринимается как изменение тембровой окраски. В большинстве случаев "детальная" коррекция в этом диапазоне не требуется. Обычно обходятся интегральной коррекцией регулятором тембра ВЧ. Допустимая локальная неравномерность АЧХ в области нижних частот меньше — 2...3 дБ, но провалы АЧХ менее заметны на слух, чем пики. Неравномерность АЧХ в этой области воспринимается на слух как разная громкость звучания отдельных нот на пассажах.
 В зависимости от характера дефектов выбирают метод коррекции. При небольших погрешностях вблизи частот раздела полос прежде всего нужно попытаться слегка разнести или, наоборот, перекрыть их, чтобы скомпенсировать подъемы и провалы АЧХ. Но возможности этого метода ограничены, поэтому для коррекции АЧХ на других участках необходим эквалайзер.
 Участки с неравномерностью до 6...8 дБ подлежат коррекции с помощью эквалайзера. Более глубокая коррекция может быть заметной на слух, свидетельствуя, прежде всего, о серьезных просчетах в проектировании системы. Как правило, подавление пиков менее заметно на слух, чем "подтягивание" провалов, требующее к тому же запасу мощности (каждые 3 дБ соответствуют удвоению мощности сигнала в полосе коррекции). К сожалению, использование внешнего эквалайзера обычно возможно только с внешним УМЗЧ, так как практически во всех магнитолах отсутствует вход усилителя мощности. Однако радиолюбитель может ввести соответствующие изменения в конструкцию магнитолы, воспользовавшись приведенными выше рекомендациями по подключению фильтров.
 Для коррекции большого количества локальных дефектов АЧХ необходим 15-полосный (2/3 октавный) или 30-полосный (третьоктавный) графический эквалайзер. Поскольку взаимное влияние регулировок слишком велико, для получения гарантированного результата процесс настройки требует постоянного контроля АЧХ. При отсутствии анализатора спектра трудоемкость настройки многократно возрастает, поэтому в любительских установках многополосные графические эквалайзеры пока широкого распространения не получили — это прерогатива профессионалов.
 Если ограничиться устранением только наиболее заметных специфических погрешностей АЧХ, возникающих в салоне автомобиля, количество полос регулирования в области средних и высоких частот можно сократить. Известны модели автомобильных эквалайзеров на пять—семь полос, выполненные по такому принципу, в том числе и встроенные в магнитолу. Их легко отличить от остальных по уплотненной сетке частот в области НЧ (три-четыре полосы) и редкой (две-три полосы) на ВЧ. В этом случае вполне допустимо установить коррекцию с приемлемой точностью, не прибегая к постоянному контролю АЧХ, что делает этот вариант более пригодным для любителей.
 В первом приближении можно установить на эквалайзере "зеркальную" АЧХ по отношению к измеренной, однако все же лучше произвести контрольные измерения.
 В тех счастливых случаях, когда коррекция требуется только в трех-четырех полосах, удобнее использовать параметрический эквалайзер, который позволит выбрать центральную частоту и ширину полосы регулирования (добротность) для каждого регулятора. Это позволит произвести регулировку только в необходимых частотных полосах, не затрагивая другие участки. С точки зрения минимального вмешательства в сигнал этот класс эквалайзеров вне конкуренции, но он пока не получил широкого распространения. К сожалению, среди автомобильных эквалайзеров полных параметрических (с регулируемой добротностью) — считанные единицы. Гораздо больше моделей предлагается с фиксированной добротностью, но их возможности несколько меньше. Распространение эквалайзеров этой группы также сдерживается необходимостью объективного контроля результатов настройки.
 Некоторые магнитолы и CD-ресиверы высокого класса имеют
 в своем составе электронный эквалайзер с анализатором спектра и в состоянии автоматически скорректировать большинство погрешностей АЧХ по входящему в комплект измерительному микрофону. Это идеальное решение для меломана, не имеющего измерительной аппаратуры.
 Описанный порядок создания аудиосистемы (выбор концепции, установка, измерения, выбор оптимального метода коррекции, настройка) предназначен для истинных ценителей, не ограниченных фактором времени. При профессиональной установке нередко предварительное измерение АЧХ не проводят вовсе, а в систему изначально устанавливают графический эквалайзер. Его регулировкой при контроле АЧХ анализатором спектра достигается необходимая коррекция. Степень реализации задуманного зависит при этом от профессионального уровня установщика и отведенного ему времени на работу. Во всяком случае теперь читателю должно быть ясно, что за два часа "правильный" звук в машине ну никак не получается...

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Шихатов А. Звук в автомобиле. — Радио. 1999, № 2, с. 15—17.

2. Конференция по автозвуку на сервере "Блюзмобиль": http://www.bluesmobil. com/ wwwboard/wwwboard. html      

3. Конференция по автозвуку на сервере "Автомобили в России": http://www.auto. ru/ wwwboards/music/  

4. Шихатов А. Адаптивный тыловой канал системы пространственного звучания. — Радио, 1999. NO 9, с. 14—16.
      5. Рекомендаций по выбору диаметра проводов питания http://www. caraudio. ru/ inf ores/GAUGE. htm
      6. Эфрусси М. Расчет громкоговорителей. — Радио. 1977. № 3, С. 36, 37: № 4. С. 39, 40.42.
      7. Справочная книга радиолюбителя-конструктора под ред. Н. И. Чистякова (Массовая радиобиблиотека, вып. 1195). — М.: Радио и связь. 1993.
      8. Программа BlauBox (DOS) http://www. caraudio. ru/infores/sott/blau.exe
      9. Программа BoxPlot (DOS) http://www. caraudio. ru/infores/soft/boxplt2.zip
      10. Программа JBL SpeakerShop (WIN) http://www.caraudio. nj/infores/soft/jblspkrshp.zip
      11. Программа Speaker Workshop (WIN) http://www. audua.corn/spkrnome.htm

 

  12. Пикерсгмль А. Усилитель и акустический агрегат. — Радио, 1959, № 8. с. 48—52.
      13. Линовицкий М. http://www.bluesmobil. com/shikhman/letters/fiberr.htm
      14. Джалалов В. http://www.bluesmobil.  com/s27.htm
      15. Перцев К. http://www.redline. ru/ -kika/ tipo/audio/doors.html
      16. Елютин А. http://www.caraudio. ru /articles/tmpdoors/
      17. Жбанов В. О демпфировании динамических головок. — Радио. 1987, № 4, с. 31—34.
      18. Шихатов А. Автомобильные магнитолы. — Радио, 1999, № 7, с. 16—18.
      19. Захаров А. "Мелодия-101-стерео" с общим низкочастотным каналом. — Радио, 1987, № 4, с. 34. 35.
      20. Сапожников М. УМЗЧ с однополярным источником питания. — Радио. 1999, NO 6.C.16. 17,21.


 

АвтоМедиаАрт г.Липецк, 34 продажа автоэлекроники, низкие цены Как нас найти схема проезда АвтоМедиаАрт г.Липецк, 34 продажа автоэлекроники, низкие цены